О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ХУДОЖНИК СВЕТА ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ХУДОЖНИК СВЕТА

Новости светового рынка

Номер журнала: 1(3)-2003
Рубрика: Профессия - светодизайнер
Автор статьи: Елизавета Семигина

Солнечный свет подарил миру семь красок. Всего лишь одна видимая глазу октава – и тысячи оттенков, созвучий, контрастов. На протяжении тысячелетий художники искали живописные гармонии, стремились постичь тайны цвета. XX век добавил им проблем, он усилил звучание цвета, наполнив его мощной энергией искусственного света, и позволил ярким краскам разлиться и зазвучать на больших площадях. Осветились ночные города, засияли огнями концертные площадки, появились особые свето-цвето-музыкальные произведения. И, наверное, можно смело говорить о возникновении нового искусства, которое называют то "живописью света", то "световой архитектурой", то "световым дизайном". Особенность его в том, что художественное начало здесь неразрывно связано с техникой, которая непрестанно развивается, усложняется и дарит все новые возможности. И художник здесь не может не быть светотехником, а светотехник – художником.


Александр Борисович Матвеев, профессор кафедры светотехники, действительный член Академии электротехнических наук, понял это раньше других. Еще в юношеские годы, когда стал студентом двух вузов одновременно – Московского энергетического института и Школы-студии МХАТ (он учился на постановочном факультете). И потом вся его жизнь и работа были неразрывно связаны с наукой и искусством, с теорией и практикой, с институтской кафедрой и театральной сценой. Сегодня он авторитетнейший специалист в области архитектурного и театрального освещения, легенда российской светотехнической науки и автор курса, который нигде в мире больше не читается, – курса эстетики освещения. Разумеется, мы не могли не встретиться с таким замечательным человеком и ученым и не задать ему несколько вопросов.

– Александр Борисович, вы ведь свою профессиональную деятельность начинали как театральный художник?

– Да. После окончания Энергетического института и Школы-студии МХАТ я поступил сначала во МХАТ, а потом перешел в Театр Советской Армии. Тогда он еще назывался Театром Красной Армии. Но занимался в том числе и освещением. Это были интересные годы. Но… Тогда было очень плохое снабжение театров, приходилось придумывать и делать декорации из ничего.

– Наверное, из-за скудости средств и материалов приходилось "выезжать" за счет световых эффектов?

– В те годы общая тенденция постановки спектаклей была в создании единых трансформирующихся установок. Естественно, это требовало и значительного участия света в спектакле. Например, мой спектакль "Оптимистическая трагедия" весь шел в единой установке. В центр сцены был помещен диск, как бы расколотый посередине. Это были траншеи и окопы. Если диск смыкался, получалась палуба корабля. Все было решено в серой холодной гамме, а за счет освещения меняло цвет. То кровавое зарево, то серебристое сияние. И это создавало разные настроения в спектакле.

– В Театре Советской Армии очень большая сцена. Наверное, это ставит перед художниками и осветителями дополнительные задачи.

– Да, освещение сцены этого театра отличается от освещения других театров. В частности, в мощном выносном освещении. То есть в таком, которое базируется в зрительном зале. Для этого применили авиационные прожекторы, которые трансформировали для использования в театре. Необходимо было создать специальные устройства, которые бы экранировали прямой свет от ламп. Чтобы четкое пятно света было только на сцене, не создавая в зале рассеянного освещения. Это очень непросто – дать узкий пучок света на сцену от источника, удаленного от нее на 30 метров. Ведь в то время не было приборов с усложненной оптикой, которые могли бы давать нужный эффект. Сейчас такие приборы созданы, они применяются при освещении конькобежных соревнований, танцев на льду. Это огромные двухметровые тубусы, оснащенные лампами, которые питаются от низкого напряжения, или специальные разрядные лампы. Теперь это целое направление в светотехнике.

Я, кстати, принимал участие и в модернизации осветительной установки в Театре Советской Армии, когда меняли типы осветительных приборов. Выступал как проектировщик при оборудовании малой сцены.

– Александр Борисович, а когда вы начали читать свой знаменитый курс в МЭИ? И почему вдруг возникла такая идея?

– Это произошло в начале 60-х, когда стали внедрять курсы эстетики в технические вузы. Я, работая художником в театре, читал тогда одновременно на кафедре курс осветительных установок.

Таким образом, у меня был достаточно большой опыт работы. Поэтому курс решили отдать мне.

– И в результате вы создали свой авторский курс. Он адресован только тем студентам, кто специализируется на театральном и архитектурном освещении?

– Нет, он рассчитан на всех. На основе цветного зрения строится физиологическая оптика. Она дает представление о закономерностях восприятия света при разных условиях наблюдения. Эти знания должны использоваться и при освещении улиц, и при рекламном освещении, и при создании любых осветительных установок. В светотехнике эстетическая сторона тесно связана с технической и физиологической. Если вы смотрите на сцену и вас слепит свет прожекторов, то вы не видите актеров. Вряд ли вы получите в этом случае эстетическое наслаждение. Если мы хотим получить эстетическое удовлетворение, мы должны учитывать физиологические законы восприятия. Мы занимались в свое время и гармонией цветовых сочетаний. Этот вопрос далеко не простой, до конца он еще не исследован. Цветовая гармония зависит от очень многих факторов. От распределения яркости в поле зрения, от фона.

– Много ли в Москве мест, которые освещены неграмотно, с точки зрения эстетики света?

– Разумеется. Основная ошибка заключается в том, что освещение порой настолько подавляет зрительные функции, что человек оказывается беспомощным на дороге. Кроме того, многие агентства всеми правдами и неправдами стараются сделать свою рекламу как можно ярче. Чем ярче, тем лучше, считают они. Но яркие панели только мешают восприятию. А для водителей автомобилей они просто опасны. Совершенно не учитывается их отрицательное действие на периферическое зрение. И конечно же, к сожалению, многие здания в Москве архитектурно просто разрушены неправильным освещением.

Дело в том, что освещение зданий требует определенной подготовки. А часто оно осуществляется просто в технических бюро, сотрудники которых не имеют представления об эстетике света. Сейчас мы пытаемся вводить соответствующие курсы, стараемся хоть как-то рассказать, показать, как это делать. Но, пока… Вот, например, высотное здание на площади Восстания. О какой гармонии можно говорить, когда его высвечивают желтые лампы, а фасад портика подсвечен лампами, дающими зеленоватый свет. Желтый с зеленым – яичница с луком, как говорили в свое время еще мои учителя рисования. Надо более тонко подбирать цвета, устанавливая свет, и обязательно следить за ним. Вопрос эксплуатации очень важен. Потому что стоит перегореть одному фонарю – и все теряется. В театре в этом отношении все гораздо серьезнее. И более грамотно. Ведь свет – это мощное психологическое средство воздействия на зрителей. Поэтому там постоянно следят, чтобы вся цветовая партитура была точно выстроена. И в случае какой-то неожиданной оплошности режиссер сразу свяжется с осветителем и подскажет ему, где убрать, где усилить яркость, как ее отрегулировать.

– А в Москве, значит, пока царит световая какофония?

– Да, можно так сказать. Но есть и другая сторона. Например, Тверская улица освещена очень однообразно. На каждом здании поставлен узкий прожектор, который высвечивает вертикаль. А здания-то все разные, и нельзя их освещение решать только одним способом. Нужно архитектуру как-то раскрыть. Это непростая задача, кстати говоря. Ведь большинство зданий при строительстве не были рассчитаны на подсветку. Они должны были восприниматься зрителем только при естественном освещении. Поэтому, освещая такие здания, надо быть достаточно изобретательным и понимающим человеком, чтобы не нарушить то, что было сделано архитектором. И этому надо серьезно учиться.

Очень хотелось закончить этот материал на оптимистической ноте – сказать, что профессия светотехников очень востребована, что пройдет несколько лет и появятся новые грамотные специалисты, подготовленные Матвеевым, которые будут уже в новых условиях заниматься освещением городов и весей страны, но… Преемственность нарушена. Дело в том, что Александр Борисович собирается на пенсию. Годы, знаете ли. И уникальный курс эстетики освещения в будущем учебном году на кафедре читать будет некому.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design