О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: МОСТЫ ПОВИСЛИ НАД НЕВОЙ ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

МОСТЫ ПОВИСЛИ НАД НЕВОЙ

Новости светового рынка

Номер журнала: 1(3)-2003
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Алексей Барцев

Архитектурное освещение мостов – задача сложная, требующая и творческой фантазии, и точных расчетов. Подобное возможно только при совместной работе и равнозначном участии как проектировщика-светотехника, так и архитектора.

Мостов существует великое множество. Различаются они по типу, конструкции, функциональному назначению и, наконец, используемым материалам. Но изначально мост – это всетаки сооружение через водные преграды.

Многие мосты – выдающиеся памятники зодчества и инженерного искусства, превратившиеся днем в зрительные доминанты городского ландшафта. Но вечером и ночью, используя современные средства и методы архитектурного освещения, это впечатление можно не только сохранить, но и заметно усилить. Тем более что мосты великолепно смотрятся и с воды, и с берегов.

Функциональное уличное освещение автодорожных и пешеходных мостов вносит большой вклад в общую картину архитектурного освещения города. Сегодня для этого используются большей частью светильники с натриевыми лампами высокого давления, освещающие золотисто-оранжевым светом дорожное покрытие и расположенные рядом конструкции моста. К тому же эти светильники воспринимаются как достаточно интенсивные самосветящиеся источники света. Потому проектирование осветительной установки (ОУ) архитектурного освещения моста требует предварительных расчетов того влияния, которое это освещение окажет на водителей транспорта (в том числе водного) и пешеходов. А стилистическое сочетание дизайна опор моста и используемых светильников превратит ОУ в важную часть восприятия архитектуры моста днем и совершенно самостоятельный элемент уже архитектурного освещения вечером.

Другая особенность восприятия – отражение освещенного моста в воде, дающее дополнительные световые эффекты в зависимости от состояния водной поверхности. Если она гладкая и спокойная, то весьма впечатляет зеркальное отражение света, которое превращается в дополнительный элемент архитектурного освещения. Если же вода "оживает" и поверхность покрывается волнами, отражение освещенного моста размывается, и игра света дополняет ОУ динамикой, которая привлекает внимание и завораживает порой даже больше, чем само архитектурное освещение. Однако неудачное расположение световых приборов (в особенности интенсивных прожекторов) создает обратный эффект – блики на поверхности воды слепят и абсолютно портят впечатление. В этом жанре используются три основных приема: заливающее прожекторное освещение, локальное освещение и смешанное, где заливающее и локальное совмещаются.

Заливающее прожекторное освещение используется для освещения в целом или каких-либо удаленных и труднодоступных конструкций моста, создавая сравнительно небольшой уровень освещенности – от нескольких единиц до десятков люкс – и с хорошей степенью равномерности. В этом случае обычно используют прожекторные батареи, установленные на некотором удалении от освещаемого моста. Как правило, это прожекторы с хорошей параболической оптикой и интенсивными газоразрядными лампами высокого давления (ДРИ, ДнаТ) и мощностью от 400 до 3500 Вт, создающие нормируемые уровни освещенности на расстоянии десятков и сотен метров от места их установки. При выборе прожекторов помимо светотехнических характеристик надо обратить внимание на степень защиты прожектора и блока ПРА от воздействия окружающей среды (не менее IP54, но желательно IP65 и выше), а также на возможность работы прожектора световым отверстием вверх.

Локальное освещение предполагает установку прожекторов или светильников в непосредственной близости от освещаемого элемента моста. Более интенсивный свет позволяет подчеркнуть конкретные детали конструкции и декоративных украшений, на которых, по мнению архитектора и проектировщика освещения, необходимо акцентировать внимание наблюдателя. Для этой цели используют прожекторы и светильники меньшей мощности с разнообразными источниками света – от ламп накаливания до светодиодных модулей. Опять же, выбор световых приборов и источников света определяется функциональными задачами с учетом таких факторов, как климатическое исполнение прожектора (светильника), степень его защиты от воздействия окружающей среды (не менее IP54, желательно IP65 и выше) и вандализма, доступностью светового прибора для обслуживания, срока службы источника света, а также вибрационных нагрузок в месте установки осветительного прибора. Вопросы эксплуатации осветительного оборудования – отдельная и глобальная тема, к которой, думаю, мы вернемся в одном из номеров "Иллюминатора".


В конце октября в облике ночного Петербурга произошла одна знаменательная метаморфоза. Завершилась работа над еще одним проектом – архитектурным освещением моста Александра Невского.

Расхожая метафора "Северная Венеция" принимается безоговорочно, едва узнаешь, что мостов – больших и малых – в Санкт–Петербурге более пятисот. Мосты в архитектурном облике этого города играют если не главную, то уж точно одну из главных ролей. Попробуйте представить Петербург без моста Лейтенанта Шмидта или Аничкова моста!

В 2000 году в Санкт-Петербурге была принята пятилетняя программа "Светлый город". В рамках этой программы ежегодно на архитектурное освещение больших и малых мостов города выделяются значительные средства. В среднем на реализацию проекта архитектурного освещения каждого объекта расходуется от 200 тысяч до 6 млн рублей.

Мост Александра Невского

На художественное освещение моста Александра Невского было ис- трачено более 6 миллионов рублей. "Большая часть этих средств – около 75% – была израсходована на светотехническое оборудова- ние итальянских фирм и прежде всего SBP", – сообщил директор ГУП "Ленсвет" Юрий Колотовский. Приоритет импортного оборудования он объясняет тем, что "опыт эксплуатации российского обо- рудования, к сожалению, оказался печальным. На соседнем Большеохтинском мосту только один сезон использовались отечественные прожектора и светильники. Так вот, для эксплуатационников именно этот сезон стал самым дорогим".

"Сам по себе проект нельзя назвать сложным, – говорит Юрий Колотовский. Мост новый – ему всего тридцать лет! Инженерная конструкция его достаточно проста. Но и в этом случае нам пришлось решать вопросы не только сугубо 'художественные', но еще и связанные с актуальнейшей для Петербурга проблемой вандализма. Те, для кого создается эта красота, громят и разворовывают освети- тельные установки. Особенно часто это происходит зимой, когда Нева покрывается льдом. Светильники и прожектора снимают прямо со льда. А не удастся, так просто разбивают... При разработке проекта освещения моста Александра Невского было принято решение установить светотехническое оборудование не в оптимально выигрышных местах, а в наиболее недоступных".

В освещении моста Александра Невского был использован прин цип заливающего освещения, у ко торого не столько художественное, сколько функциональное предназ начение. Однако старые мосты Пе тербурга требуют совсем иного подхода, где функциональность и художественный образ – равнозначные величины. И воплотить та кой подход – это целое искусство! До конца 2002 года ГУП "Ленсвет" осуществит архитектурное освеще ние еще 9 мостов: Казанского, Ита льянского, Театрального, Ложного, Прачечного, Аничкова, Зеленого, Кантемировского и Ломоносовского. И тогда можно будет уже с пол ным основанием сказать: "город засиял всеми красками".

Дворцовый мост

В архитектурном освещении Дворцового моста использован принцип смешанного освещения. Прожектора с металло-галогенными лампами, установленные внизу арок и направленые вверх вдоль откосин, обеспечивают заливающее освещение. А светильники с люминесцентными лампами, подчеркивающие красоту перильных ограждений, установлены почти вплотную – в 150 мм от объекта.

Главный световой акцент сделан на гранитных опорах. Однако в перспективе архитектурное освещение мостов будет выдержано в единой гамме холодного белого света.

Малоконюшенный и Театральный мосты

По сути дела все три моста – Театральный, Малоконюшенный и Ложный – одинаковы. Отсюда и название – "Трехмостье". Главный их декоративный элемент – позолоченный орнамент кованых решеток перильных ограждений. Потому основную идею архитектурного освещения всех трех мостов можно сформулировать так: используя принцип смешанного освещения прожекторами, установленными на опорах мостов, подчеркнуть красоту именно орнамента перильных ограждений, а прожекторами, установленными на набережных, "залить" светом весь мост.

И здесь были также использованы прожектора итальянских производителей. Для создания эффекта невесомости были подобраны два оттенка света – холодного и теплого. Первым были освещены арки мостов, а другим подчеркнули золотой ажур перильных ограждений. Создается полное ощущение, будто они повисли над водой.

Но при согласовании проекта с ГИОП мы столкнулись с многочисленными запретами: нельзя, например, размещать на мосту оборудование, нельзя прокладывать электросеть. Пришлось идти на различные ухищрения, которые достаточно простой проект превратили в ошеломляюще сложный. Стремясь сохранить памятник архитектуры в первозданном виде, ГИОП не желает даже подпускать строителей и монтажников на мосты.

Второй Михайловский мост

В освещении этого моста через Мойку мы были вынуждены использовать только заливающее освещение белого и желтого цветов.

Сами мы не вполне удовлетворены полученным результатом. Изначально планировалось отдельно осветить великолепное перильное ограждение, и контрастнее подчеркнуть пролет самой арки моста. Но и здесь ГИОП не позволил установить оборудование на мосту. Потому осветительную установку пришлось разместить целиком на набережных. И в итоге ночной образ моста лишился весьма выигрышной художественной детали.

Пантелеймоновский мост

Архитектурное освещение здесь выполнено в особенном стиле, где применены разнообразное оборудование и источники света. Зеркальные прессованные лампы накаливания (ПАР – 38) великолепно подчеркивают позолоченные доспехи и детали украшений перильного ограждения. Внутренняя часть арки освещена специальными светильниками (степень защиты JP68), способными работать, будучи даже погруженными в воду в случае подъема уровня воды в реке, что, согласитесь, для Петербурга всегда оставалось актуальной проблемой. А сам пояс арки освещается прожекторами с металлогалогенными лампами.

Предполагалось осветить еще и великолепные перильные стойки, но повсеместный вандализм – за один лишь месяц здесь было украдено пять прожекторов! – вынудил нас демонтировать оставшиеся. Кстати, по той же причине мы исключили из списка архитектурных объектов, пригодных для художественного освещения те мосты, которые расположены в безлюдных местах.

Внешне все и сейчас выглядит достойно. Но, если бы нам удалось реализовать этот проект полностью, это был бы, безусловно, самый удачный проект архитектурного освещения мостов в Санкт-Петербурге.

Сампсониевский мост

Для архитектурного освещения этого моста был использован принцип локального освещения сверху вниз прожекторами с металлогалогенными лампами, светильниками с люминесцентными лампами и КЛЛ, установленными на пролетном строении и опорах. Это позволило более интенсивно выделить верхнюю часть пролетных строений и опор, "выхватить" мост из его окружения.

В каждом светильнике установлены две люминесцентные лампы. Причем мощность их варьируется. Для освещения перильного ограждения применены лампы мощностью 23 Вт, для металлических пролетов – 18 Вт, а для гранитных опор – 36 Вт.

Мощность установки невысока (общая мощность ОУ – 24 кВт), но такое решение художественного освещения интересно уже потому, что нигде в городе подобного не встретишь, так как все мосты освещаются с помощью прожекторов. Консультант – замначальника ПТО СПБ ГУП "Ленсвет"



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design